Особенности рукоделия Кирсановского уезда

            Вышивка - одна из ярких страниц художественной культуры русского народа. Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась, заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный...

         Кирсановский уезд Тамбовской губернии имел своеобразие цветовой гаммы и техники выполнения вышивки по костюмам.      

          В ряде вышивок сел Кирсановского уезда черным цветом намечен контур узора, а фигуры зашиты красно-коричневым шелком, иногда с добавлением шелка других цветов, золотых или серебряных ниток. Эти вышивки более разнообразны, чем черные ковровые, но в их основе лежит также квадрат, ромб, косой крест и, если геометрические узоры обогащаются растительными и животными мотивами, то они подчинены той же основной схеме прямых и диагональных линий.

Встречаются среди кирсановских вышивок и плотные, выполненные двусторонним крестом разноцветным шелком-сырцом.

           Вторая большая группа тамбовских вышивок исполнена счет­ной гладью. Эти вышивки также плотно зашиты черным шелком с серебром и золотом. Замена креста гладью повлекла за собой и иное построение орнамента, другие приемы композиции. Гладьевые стежки, примыкая друг к другу, идут по ткани диагональными полосками.

           В колорите всех цветных тамбовских вышивок ведущим явля­ется красный цвет, получаемый при крашении шелка-сырца корнем марены. При большой силе и звучности он нежен, не резок Он излу­чает не яркий свет. Марена дает самые различные оттенки красного: терракотовые, винно-красные, коричневые, розово-песочные. Все эти оттенки сочетаются в кирсановских вышивках со светло-серыми, кремовыми, зеленоватыми, бирюзово-голубыми и объединены неизменным черным контуром.

 

Конец полотенца-рушника из бывшего Кирсановского уезда. Холст, шелковая лента, вышивка шелком (настил по перевити, двусторонний крест).

 Государственный музей этнографии, Санкт-Петербург.

 

 Конец полотенца-рушника из бывшего Кирсановского уезда. Двусторонний крест, роспись, косая и прямая гладь, обметочный шов.

Музей народного искусства, Москва

 

 Конец полотенца-рушника из бывшего Кирсановского уезда. Холст, шелковая лента, вышивка серебром.

Государственный музей этнографии, Санкт-Петербург.

Концы девичьих головных полотенец- "связок" из бывшего Кирсановского уезда. Холст, вышивка шелком (двухсторонний крест, обметочный шов).

Музей народного искусства, Москва

 

Концы девичьих головных полотенец- "связок" из бывшего Кирсановского уезда. Холст, вышивка шелком и серебром (двухсторонний крест, шов "косичка", косая гладь).

Музей народного искусства, Москва

Полотенце праздничное. Начало XX века. Вышивка, кружево.

Кирсановский краеведческий музей

Фрагмент вышивки шелком. Холст, роспись, двусторонний крест, гладь.

Государственный музей этнографии, Санкт-Петербург.