Народный костюм Тамбовской губернии

 

  

                                

         Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Народный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом образует единую знаковую систему. Он выполняет несколько взаимосвязанных функций: практическую, эстетическую, магическую, обрядовую и указывает на возраст, социальное положение, назначение костюма и его региональную принадлежность.

       Южный русский костюм (Рязанский, Тульский, Тамбовский, Воронежский, Орловский, Пензенский) гораздо более разнообразен по своим формам, чем северный. Сказались многократные переселения жителей из-за набегов кочевников. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), а также по возрасту и семейному положению.

         Основным способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка.   Техника узорного ткачества и вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. У мастериц Тамбовской губернии была популярна оригинальная техника вышивания крестом,  так называемый, «тамбовский крест».

         Женский костюм Тамбовской губернии принадлежал к поневному типу. Рубаха – древнейший элемент одежды, основа девичьего и женского костюмов. В южных областях шили цельные рубахи из четырех продольных полотнищ. Их носили девушки и старухи. Замужние женщины носили рубахи составные из двух частей, выполненных из разных тканей: верх делали из более тонкого холста или фабричной ткани, а низ из грубого холста или пестряди.

         Понева состояла из трёх полотнищ шерстяной ткани черного или темно-синего цвета. Одно - заднее полотно, два других – по бокам. Спереди,  между боковыми полотнищам была видна рубаха. Такая понева называлась распашной. Закрытая или «глухая» понева кроилась из четырех кусков ткани. Четвертое полотно, так называемая прошва, подбиралась из другого материала. Все детали такой юбки сшивались. По низу она отделывалась полосами из разноцветной ткани или лентами. Сверху понева собиралась на шнурке. Наибольшее распространение получили поневы из клетчатой ткани. Женский крестьянский костюм повсеместно включал передник. Передники повторяли в общих чертах отделку рубах, были орнаментированы, в отдельных случаях использовались блестки, пуговицы, позумент, бахрома.

          Одной из важнейших составных частей костюма являлся головной убор, завершавший весь ансамбль. Для всей территории России характерны две резко различающиеся категории головных уборов.

          Девичьи, оставляли открытыми волосы и теменную часть головы. В южных губерниях их делали в  форме венца или обруча с использованием ткани, тесьмы, лент, бисера, пуговиц, блесток, перьев.

           Женские головные уборы были очень разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народным поверьям обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Головной убор подчеркивал изменение не только семейного положения женщины, но так же ее социальное и имущественное состояние.

           Южнорусский головной убор имел многочисленные сопутствующие детали. Он включал в себя до 12 частей, и вес его достигал иногда более пяти килограмм. Так, у молодух Тамбовской губернии в комплект входило несколько рядов ярких шелковых лент, имитирующих распущенные волосы, к концам их прикрепляли раковины. Наиболее ярко украшались головные уборы молодых женщин до рождения первого ребенка. Постепенно декор становился более сдержанным.

           Большую роль в женском костюме играли украшения: серьги, гайтаны, нагрудники, наспинные поясные подвески. В Тамбовской губернии популярны были гайтаны из бисера, к которым подвешивали медные кресты и образки. Повсеместно у девушек были распространены вплетаемые в косу разнообразные «косники».